Каталог статей

Главная » Статьи » Теория Экономика » Для олимпиады

Спрос и предложение

2.2.1. Спрос, объем спроса, цена спроса, функция спроса, закон спроса

 

Впервые понятие спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его «теория цены», изложеннная в работе «Принципы политической экономии» (1890), легла в основу микроэкономики и во многом определила развитие этой науки.

Участники рыночных отношений:

1)      покупатели (потребители, домохозяйства) предъявляют спрос на товары и услуги на рынке товаров и услуг и в то же время предлагают ресурсы на рынке ресурсов;

2)      продавцы (производители, фирмы) образуют предложение товаров и услуг на рынке товаров и услуг и в то же время предъявляют спрос на факторы производства (земля, труд, капитал) на рынке ресурсов.

На рынках товаров и ресурсов поведение потребителей и производителей подчиняется законам спроса и предло­жения.

Спрос — то количество продукта, которое покупатели готовы (желают) и в состоянии (могут, то есть, платежеспособны) приобрести по каждому из воз­можных уровней цен в определенный период времени

Спрос обозначим символом D demand.

Объем спроса QD (quantity demand) - это максимальное количество товара (услуги), которое согласно приобрести в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях (цена товара, величина дохода, вкусы и др.):

а) отдельное лицо (индивидуальный спрос);

б) группа лиц (рыночный спрос);

в) население в целом (совокупный спрос).

Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. На спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса.

Эта функция может быть представлена следующим образом:

QD = f (P, Pa , Pb , …, I , T, W)

где

QD - объем спроса на данный товар;

Pцена на данный товар;

Pa, Pb  - цены на сопряженные товары;

I - денежный доход;

T - вкусы и предпочтения потребителей;

W - накопленное имущество.

Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара.

Ценой спроса PD (price demand) называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара в определенную единицу времени.

Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

QD = f (P)

Очевидно, что при низких ценах количество покупок увеличивается, а при росте цен — сокращается, т. е. имеет место обратная зависимость количества спроса на товар от цены.

Закон спроса в общем виде гласит: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях, тем меньше величина (объем) спроса; чем ниже цена, тем величина спроса выше.

PQD

PQD

Закон спроса описывает поведение потребителей (по­купателей).

Су­ще­ст­во­ва­ние за­кона спро­са под­твер­жда­ют не­ко­то­рые фак­ты:

q  Обыч­но лю­ди дей­ст­ви­тель­но по­ку­па­ют дан­но­го про­дук­та боль­ше по низ­кой це­не, чем по вы­со­кой. Уже тот факт, что фир­мы уст­раи­ва­ют «рас­про­да­жи», слу­жит на­гляд­ным свидетельством  их ве­ры в за­кон спро­са. Пред­при­ятия со­кра­ща­ют свои то­вар­ные за­па­сы не пу­тем по­вы­ше­ния цен, а пу­тем их сни­же­ния.

q  В лю­бой дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни ка­ж­дый по­ку­па­тель про­дук­та по­лу­ча­ет мень­ше удовлетворения, или вы­го­ды, или по­лез­но­сти от ка­ж­дой по­сле­дую­щей еди­ни­цы про­дук­та. По­сколь­ку по­треб­ле­ние под­вер­же­но дей­ст­вию прин­ци­па убы­ваю­щей пре­дель­ной полезности —  то есть прин­ци­па, со­глас­но ко­то­ро­му по­сле­дую­щая еди­ни­ца дан­но­го продукта при­но­сит все мень­ше и мень­ше удов­ле­тво­ре­ния, —  по­тре­би­те­ли по­ку­па­ют дополнительные еди­ни­цы про­дук­та лишь при ус­ло­вии, что це­на его сни­жа­ет­ся.

q  На не­сколь­ко бо­лее вы­со­ком уров­не ана­ли­за за­кон спро­са мож­но объ­яс­нить эф­фек­та­ми дохода и за­ме­ще­ния. Эф­фект до­хо­да ука­зы­ва­ет на то, что при бо­лее низ­кой це­не, че­ло­век мо­жет по­зво­лить се­бе ку­пить боль­ше дан­но­го про­дук­та, не от­ка­зы­вая се­бе в при­об­ре­те­нии ка­ких-ли­бо аль­тер­на­тив­ных то­ва­ров.  Эф­фект за­ме­ще­ния вы­ра­жа­ет­ся в том, что при бо­лее низкой це­не у че­ло­ве­ка по­яв­ля­ет­ся сти­мул при­об­ре­сти де­ше­вый то­вар вме­сто ана­ло­гич­ных то­ва­ров, ко­то­рые те­перь от­но­си­тель­но до­ро­же.

 

 

Категория: Для олимпиады | Добавил: kseniy (09.11.2009)
Просмотров: 4497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Для олимпиады [3]
8 класс [1]
Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 54.159.113.182
Пользователь
Ты в группе:
~/-Гости-/~
200
Полезные ссылки
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0