2.2.1. Спрос, объем спроса,
цена спроса, функция спроса, закон спроса
Впервые понятие спроса и предложения в экономической науке
исследовал в своих работах выдающийся английский экономист Альфред Маршалл
(1842-1924), его «теория цены», изложеннная в работе «Принципы политической
экономии» (1890), легла в основу микроэкономики и во многом определила развитие
этой науки.
Участники
рыночных отношений:
1)
покупатели (потребители, домохозяйства)
предъявляют спрос на товары и услуги на рынке товаров и услуг и в то же
время предлагают ресурсы на рынке ресурсов;
2)
продавцы (производители, фирмы) образуют предложение
товаров и услуг на рынке товаров и услуг и в то же время предъявляют спрос на
факторы производства (земля, труд, капитал) на рынке ресурсов.
На рынках товаров и ресурсов поведение потребителей и
производителей подчиняется законам спроса и предложения.
Спрос — то
количество продукта, которое покупатели готовы (желают) и в состоянии (могут,
то есть, платежеспособны) приобрести по каждому из возможных уровней цен в
определенный период времени
Спрос обозначим символом D – demand.
Объем спроса QD (quantity demand) - это максимальное количество товара (услуги), которое согласно
приобрести в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях (цена
товара, величина дохода, вкусы и др.):
а) отдельное лицо (индивидуальный спрос);
б) группа лиц (рыночный спрос);
в) население в целом (совокупный спрос).
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное
количество этого товара. На спрос оказывают влияние не только вкусы и
предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и
сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в
экономике функцией спроса.
Эта
функция может быть представлена следующим образом:
QD = f (P,
Pa , Pb , …, I , T, W)
где
QD -
объем спроса на данный товар;
P – цена
на данный товар;
Pa, Pb - цены на
сопряженные товары;
I - денежный
доход;
T - вкусы и
предпочтения потребителей;
W - накопленное
имущество.
Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем
спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены
рассматриваемого товара.
Ценой спроса PD (price demand) называют максимальную
цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного
товара в определенную единицу времени.
Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема
спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
QD = f (P)
Очевидно, что при низких ценах количество покупок
увеличивается, а при росте цен — сокращается, т. е. имеет место обратная
зависимость количества спроса на товар от
цены.
Закон спроса в
общем виде гласит: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях,
тем меньше величина (объем) спроса; чем ниже цена, тем величина спроса выше.
Закон спроса описывает поведение потребителей (покупателей).
Существование закона
спроса подтверждают некоторые факты:
q Обычно люди действительно
покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.
Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным
свидетельством их веры в закон спроса.
Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен,
а путем их снижения.
q В любой данный период
времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения,
или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта.
Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной
полезности — то есть принципа, согласно
которому последующая единица данного продукта приносит все меньше
и меньше удовлетворения, — потребители
покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена
его снижается.
q
На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно
объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает
на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить
больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо
альтернативных товаров. Эффект
замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека
появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров,
которые теперь относительно дороже.
|